МИД РФ отказывается от переговоров о «мирном договоре» с Японией на основе сдачи Курил навсегда или с «учетом текущего момента»?

Вопрос директору департамента информации и печати МИД РФ М.В. Захаровой
10 февраля 2023  17:56 Отправить по email
Печать

Сегодня официальный представитель МИД РФ Мария Захарова подтвердила ранее озвученное решение российского правительства о «прекращении Москвой переговоров с Токио по вопросу мирного договора из-за введения Японией односторонних ограничений в отношении России в связи с ситуацией на Украине». При этом дословно было сказано следующее: «Что касается темы мирного договора, она остается для нас закрытой. Напомню, что, по заявлению МИД России от 21 марта 2022 года, четко было сказано, что мы не намерены продолжать переговоры с Японией по мирному договору ввиду невозможности обсуждать подписание основополагающего документа о двусторонних отношениях с государством, занимающим откровенно недружественные позиции и стремящегося нанести ущерб интересам нашей страны».

Все понятно и правильно, если бы не интерпретация государственным агентством ТАСС заявления директора департамента печати и информации внешнеполитического ведомства России. Почему-то, комментируя позицию МИД РФ, ее составители решили «уточнить», написав: «Тема возможности заключения мирного договора с Японией на текущий момент остается закрытой для России». То есть не раз навсегда «закрыта», а только «на текущий момент». Замечу, что подобные оговорки, сделанные как бы, между прочим, весьма внимательно отслеживаются в Токио. Ибо там, судя по недавним заявлениям премьер-министра и министра иностранных дел Японии на зовущем свой народ на борьбу за якобы японские «северные территории» митинге и затем в парламенте, вовсе не отказываются добиваться от Москвы возобновления переговоров о подписании никому не нужного «мирного договора». Причем исключительно на условиях сдачи Японии для начала российских южных Курил.

Заметим и то, что позиция государства по столь важному вопросу не может быть закреплена лишь вербальным заявлением, пусть и высокопоставленного, но чиновника. Здесь необходима нота правительства, содержание которой не могут вольно интерпретировать как японские, так и российские СМИ.

В Советском Союзе это понимали и именно как строили дипломатические отношения с иностранными государствами, включая Японию. Напомним в связи с этим Памятную записку Правительства СССР Правительству Японии от 27 января 1960 года:

«19 января с. г. подписан так называемый «Договор о взаимном сотрудничестве и безопасности» между Японией и США. Содержание этого договора серьезно затрагивает положение на Дальнем Востоке и в бассейне Тихого океана и тем самым интересы многих государств, расположенных в этом обширном районе, в первую очередь, конечно, таких непосредственных соседей Японии, как Советский Союз и Китайская Народная Республика.

По этому договору пребывание иностранных баз, вооруженных сил и наличие военных на японской территории вновь закрепляется на длительный период с добровольного согласия правительства Японии. В соответствии со статьей шестой указанного договора Соединенным Штатам Америки «разрешается, чтобы их сухопутные, военно-воздушные и военно-морские силы пользовались обслуживанием и объектами в Японии». Имеющиеся в договоре оговорки относительно консультаций о его выполнении не могут скрыть того факта, что Япония может быть вовлечена в военный конфликт помимо воли японского народа.

Увековечение договором фактической оккупации Японии, предоставление ее территории в распоряжение иностранной державы, отрыв от Японии островов Окинава и Бонин, неизбежно вытекающая из положений договора военная, экономическая и политическая зависимость Японии - все это вызывает законный вопрос, что же в действительности останется от суверенитета Японии после вступления в силу договора? Уже тот факт, что в Японии будут и впредь стоять иностранные войска, означает, что страна ограничена в своих действиях.

Советское правительство всегда готово оказать полную поддержку таким шагам Японии, которые будут направлены на обеспечение условий для ее мирного независимого развития. Советский Союз по-прежнему готов предоставить совместно с другими державами необходимые гарантии нейтралитета Японии. Правительство СССР, как известно, высказалось за заключение договора мира и дружбы между СССР, КНР и Японией, согласившись с участием в нем США и других тихоокеанских государств. Советское правительство неоднократно подчеркивало, что Советский Союз стремится к налаживанию действительно добрососедских отношений с Японией, расширению взаимовыгодных торговых, культурных и других связей, которые способствовали бы сближению между Японией и СССР в интересах японского и советского народов.

Но Советский Союз не может, разумеется, проходить мимо такого шага, как заключение Японией нового военного договора, подтачивающего устои на Дальнем Востоке, создающего препятствия развитию советско-японских отношений. В связи с тем, что этот договор фактически лишает Японию независимости и иностранные войска, находящиеся в Японии в результате ее капитуляции, продолжат свое пребывание на японской территории, складывается новое положение, при котором невозможно осуществление обещания Советского правительства о передаче Японии островов Хабомаи и Сикотана (Шикотана – А.К.).

Соглашаясь на передачу Японии указанных островов после заключения мирного договора, Советское правительство шло навстречу пожеланиям Японии, учитывало национальные интересы японского государства и миролюбивые намерения, выражавшиеся в то время японским правительством в ходе советско-японских переговоров. Но Советское правительство, учитывая, что новый военный договор, подписанный правительством Японии, направлен против Советского Союза, как и против Китайской Народной Республики, не может содействовать тому, чтобы передачей указанных островов Японии была бы расширена территория, используемая иностранными войсками. Ввиду этого Советское правительство считает необходимым заявить, что только при условии вывода всех иностранных войск с территории Японии и подписания мирного договора между СССР и Японией острова Хабомаи и Сикотан будут переданы Японии как это было предусмотрено Совместной декларацией СССР и Японии от 19 октября 1956 г). (Источник: "Известия" от 29 января 1960 г.)

В свое время директор департамента М.В. Захарова, отвечая на журналистский запрос, подтвердила, что данная Памятная записка правительством РФ не дезавуировалась и сохраняет свою действенность. Так почему бы МИД РФ не сообщить об этом правительству Японии, что явилось бы весомым юридическим основанием отказа от переговоров на тему о «мирном договоре» не словесно на брифинге, а на высоком дипломатическом и политическом уровне?

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть