Кризис ставит всех в ситуацию выбора – какую стратегию личного и коллективного поведения выбрать? Следствием выбора будет один из исходов – разорение (для страны обрушение экономики), адаптация, адаптация и развитие в условиях кризиса. Полная линейка кризисного стратегирования, которую нужно пройти – это фазы кризиса, выхода из кризиса, развития в новых условиях после кризиса. Желательной опцией является стать автором новых условий. Тем самым закрепить свое конкурентное преимущество. А не ориентироваться на посткризисную фазу может означать получение себе нового кризиса («из огня да впалыми»).

Уже можно сделать первые выводы о стратегиях поведения в кризисе. О соотношении паники, истеричности и попытках системного подхода. К сожалению, пока преобладает первое – паника, растерянность, отсутствие креатива и ментальная ограниченность. Растет неверие в эффективную помощь власти.

Поговорим о возможных антикризисных сценариях – их разметке. Для уровней бизнеса, регионов, страны. Понимая, что в кризисе идеальной (если не единственной) стратегией является формула «адаптация + развитие в кризисе». Причем, в понятие «развитие» входит и переход к новым типам и моделям отношений.

 

А. Для уровня бизнеса (МСБ). Все действия можно свести к нескольким группам и их комбинированию: (а) требование компенсаций и отсрочек («спасите меня все»); (б) временное замещение иной деятельностью, которая сейчас в спросе («если тонет лодка, то я берусь за спасательный круг»), например, закрыв парикмахерскую, временно участвую в доставке продуктов из магазинов; (в) переход на новую деятельность (переквалификация); (г) соорганизация в «профессиональную/отраслевую стаю» (кризисный профсоюз, ассоциацию, как это сделали недавно рестораторы); (д) соорганизация в новую модель создания стоимости/бизнеса на всей цепочке стоимости (реорганизация рынка), в первую очередь – в форме фондово-ресурсного механизма хозяйствования (ФМХ); (е) создание новой экосистемы своему бизнесу, в т.ч. форм совместности и правил кризисного поведения с государством, финансовыми и инфраструктурными компаниями для получения системных эффектов и минимизации общих потерь; (ж)  создание вместе с государством, региональной властью новой/дополнительной институциональности.

Словом, вектора выбора зависят от: (а) я держусь за тот же самый предмет своего бизнеса или его меняю, временно или насовсем; (б) я действую индивидуально или участвую/организую изменения ВСЕХ внешних сред – прямым своим участием или подкидыванием этих идей обществу.

Поэтому можно говорить об амебном (простейшем, деградирующим) или о матричном (сложном) поведении в турбулентной среде кризиса. Это всегда – личный выбор. Кто на что способен. Амебности соответствует паника и даже истеричность, она свойственна большинству, особенно мелкому бизнесу. Матричному поведению – хладнокровие и креатив, способность к новой кооперации, синергии, изменениям.

Конечно, на все накладывается специфика конкретного бизнеса. Предмет деятельности и размер компании, наличие или отсутствие у нее партнерской экосистемы.

Суть и экономические эффекты гибридной модели создания стоимости и инвестиций – фондово-ресурсного механизма хозяйствования (ФМХ) – описаны здесь). Сейчас же укажем главное - в кризисе нужны неординарные ходы (ординарные не всегда помогают). В частности: (а) снизить потребность в финансах на свой экономический оборот; (б) перейти из своей рыночной зоны добавленной стоимости в максимальную и конечную (как правило, чужую), не порождая конкуренции там, т.е. создавая общий выигрыш; (в) поддержать платежеспособность потребителей своего товара/услуги. Именно это и решается через ФМХ. Никакая иная модель этого не позволит сделать или потребует на это время и капитальные затраты.

Дополнительной опцией к спасению может стать предложение региональному бюджету повысить доходность от его активов через организацию ФМХ. Например, вы участник строительного комплекса и используете гравий и песок из карьеров. Перевод карьеров из аренды в ФМХ увеличивает доход бюджета без снижения рентабельности остальных участников стройки. Поэтому власти, бюджету выгодно с этим согласиться, а вы получите стабильность. Не говоря о том, что инвестиции, особенно начатые, не зависят от рынка, но поддерживают платежеспособный спрос (через зарплату). Что крайне важно для экономики региона.

 

Б. Для регионального уровня. Важно – не просадить бюджетное финансирование, сохранить и/или увеличить систему льгот и поддержки за счет бюджета. Опцией является аргументировать получение поддержки из Москвы и оптимально (и на новых условиях) ее распределить в регионе.

Обозначим три вектора действий вокруг налогов от местной деятельности и инвестиций.  Это: (а) облегчить затраты бизнесу, (б) перевести региональные ресурсы (гравий, песок, мел, глина, недвижимость и т.п.) из аренды в свои вклады в ФМХ с этими же партнерами и получить больший доход без их ущемления, (в) сгенерировать дополнительные (новые) средства поддерки, наполнения и ускорения экономического оборота.

В части облегчения затрат – использовать все существующие способы плюс переход на ФМХ, в т.ч. с участием государства. Но все это при условии, что у бизнеса есть оборот или он его может «поднять». Можно, например, посоветовать перевод природных ресурсов из аренды в ФМХ совместного пользования в строительных и дорожных работах. Тоже по отношению к коммунальным ресурсам. Генерация дополнительных финансовых средств – это выпуск областных векселей, использование денег Геззеля (последние примеры в Башкирии, локально в Подмосковье) и т.д. Полезно использовать опыт двухконтурности финансовой системы времен СССР и сегодняшнего Китая, усилив ее через ФМХ. Депозитарный учет движения таких средств поручить местным банкам. Тот же Сбербанк имеет опыт разворачивания зачетной системы периода кризиса в 2008 году (антикризисного расчетного центра).

Самое правильное для региональной экономики – это массово переходить на ФМХ, формировать на его основе кластеры и фондировать по ним оборот учетно-депозитными операциями и вспомогательными финансовыми средствами.

Но нужно подчеркнуть – просто поддерживать и раздавать деньги нельзя. Просто поддержка должна быть вынужденным решением. Желательным решением – выдвинуть требование бизнесу измениться и предложить свою стратегию адаптации и развития в обмен на поддержку. Идеальным вариантом будет составление в регионе Матрицы ситуативных изменений с установлением перекрестных связей между бизнесами (аналогично межотраслевому балансу). Любой бизнес встроен в экономические потоки территории. Всегда есть внутренняя связность региональной экономики, следовательно – материальная основа для системных эффектов, которые сейчас весьма нужны. Это же подстегнет к переходу в «цифровую экономику» (она же «умная»). К возникновению в ней устойчивых трафиков для блокчейн-отношений.

Наличие обязательств измениться (как и следование экологическим стандартам, соцответственности) будет основанием сделки с государством. Прообразом «экономики доверия», в которую все равно будем переходить.

Ко всему этому должны быть предрасположены регионы, входящие в десятку лучших регионов России по условиям делового и инвестиционного климата (Ульяновская, Московская, Воронежская области, Татарстан, Чувашия и другие). У них уже по факту есть простроенные связи между бюджетом (формами поддержки), бизнесом, инвесторами.

 

В. Для уровня страны. Этот уровень характерен двумя противоположными и конфликтующими данностями. Первая: перманентно низкой монетизацией экономики России; невозможностью эмиссии рубля сверх валютной выручки; низким уровнем госдолга, но большим уровнем корпоративного долга перед Западом; нежеланием и/или неспособностью оказать должную помощь бизнесу и населению (и риском предоставить ее поздно); отсутствием (ранее) воли не допустить повторов атаки банков - спекулятивной против рубля и рейдерской против бизнеса после получения ими подкрепления от ЦБ; отсутствием запретов вывода капитала из страны в период кризиса («бочка без дна»). Есть приметы того, что успех выхода из кризиса правительством Е.Примакова не будет повторен.

Вторая: возможностью оказать своевременную поддержку бизнесу и населению; развернуть бизнес и региональную экономику на новые модели бизнеса, развития и креативного солидарного поведения; усложнить и разнообразить инструментарий финансовой системы страны; запускать пионерные антикризисные проекты и оперативно их тиражировать на страну.

Эти конфликтующие данности вполне могут быть разрешены через ФМХ – он для этого создает свои возможности. Они перечислены здесь.

Сейчас же подчеркнем: ФМХ создает эффект дополнительной эмиссии рубля, дополнительного финансирования, встречно увеличивая объем налогов в бюджет. Стало быть создает развивающуюся спираль рефинансирования. Ценно то, что это не инвестиционный цикл с отложенным эффектом. Но цикл производственного оборота, т.е. почти мгновенный. А время в условиях кризиса – важнейший ресурс.

ФМХ вполне может воспроизвести собой двухконтурную финансовую модель бюджета, применяемую ранее в СССР и сейчас в Китае. Важно и то, что оборот в ФМХ не подпадает под контроль Минфина США в виду организации проводок депозитарных, а не платежных по расчётным (кор)счетам. И надо учитывать, что совершаемый сейчас переход к азиатскому циклу накопления (китайскому) как раз будет иметь дело с этой двухконтурностью.

Также принципиально важно выстроить схемы-стандарты ОБУСЛАВЛИВАНИЯ всех форм господдержки встречными обязательствами регионов и бизнеса измениться – перейти на креативные и солидарные формы поведения и кооперации, синергетические эффекты. Обязательным должно быть обязательство переходить на ФМХ. Еще не до конца забытый опыт СССР связного планирования в этом должен помочь. Заодно пройдут «проверку на вшивость» местные Министерства экономики, получат конкретный заказ локальные программы под нацпроекты «цифровой экономики» и «искусственного интеллекта».

Выводы

Желаемой и идеальной является стратегия «адаптация + развитие в условиях кризиса» для прохождения 3-х этапов – кризиса, выхода из кризиса и развития в новых посткризисных условиях. Это предполагает быструю разработку Матрицы типовых сценариев антикризисного поведения для уровней бизнеса, региона и страны. Логика поведения (сценирование) должна стать сложной, кооперационной. Сценарии должны включать новые эмиссионные и приравненные к ним инструменты, переход к полной модели создания стоимости и инвестиций на основе ФМХ, перевод ресурсов страны и регионов в долевое использование в форме ФМХ.

Такое сценирование вполне может стать основой для новых – стандаритизированных, фрактальных – подходов к структурированию экономики России. Сопряжению этого с нацпроектами «цифровая экономика» и «искусственный интеллект».

Нужно минимизировать просто раздачу финансовых средств. Но обусловить их получение программами, матрицами изменений бизнеса и в структурировании экономики региона. Кризис – это всегда повод к переменам. Поэтому не могут убывающие финансы использоваться просто так. Сейчас же, похоже, от регионов идут только запросы просто на финансовую поддержку.

Опрос

Поддерживаете ли Вы проведение парада Победы 24 июня?
Результаты голосования
Архив опросов

Рубрики

В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба».

ИА REX — российское информационное агентство, не иностранный агент

ИА REX — международное экспертное сообщество. Мы ориентированы на информирование аудитории о событиях в России и за рубежом, знакомим читателей с мнением независимых экспертов, их реакцией на эти события.

Редакция агентства не несёт ответственности за материалы опубликованные в разделе «Пресс-релизы».

Допускается свободное некоммерческое использование материалов с обязательной ссылкой на ИА REX. Подробнее см. правила использования.

Мы выбрали хостинг от REG.ru

© 2009-2020 Информационное агентство REX

Свидетельство о регистрации СМИ:

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
ИА № ФС 77-55032 от 14.08.2013

Материалы агентства могут содержать информацию 18+

Rambler's Top100