В декабре Фонд "Украина - Россия», занимающийся защитой прав граждан двух стран, столкнулся с одним из многих случаев, когда государство, есть основания считать,  нарушает принцип не разделения семьи - семьи, интересы которой охраняются  российским и украинским законом. На горячую линию Фонда  15.12.2013 г. в 04.49  поступило  устное обращения от гражданина Украины Х., который оказался в форс-мажорной ситуации.

Со слов гражданина Х., он состоит в официальном браке. Его жена - россиянка - вместе с ребенком  возвращались на автомобиле с похорон матери мужа с Винницкой области через пункт пропуска "Три сестры" в Черниговской области. Российские пограничники поставили перед фактом гражданина Украины Х. о имеющемся запрете на его въезд в РФ, о котором он не подозревал. Семья оказалась в сложном положении: транспортное средство российское, зарегистрировано на жену, водительское удостоверение - только у мужа, в машине грудной ребенок. Решили пересечь границу с Белоруссией, но выяснили, что база данных по запрету на въезд общая. Россиянке въезд в Россию запретить не имеют права, но что делать семье? Государство, принимая решение по букве определенного нормативно-правового акта, вообще об этом не задумывается. Надо заметить, что и Украина, руководствуясь своими НПА, игнорирующими принцип не разделения семьи, часто создает препятствия для совместного проживания семей.

Валерий Пушилин, президент Фонда содействия развитию международного сотрудничества и защиты прав и свобод граждан "Украина - Россия":

С  ситуациями о запрете въезда на территорию РФ к нам на горячую линию за последний период времени обращаются все чаще. Иностранному гражданину при пересечении границы РФ поясняют, что въезд ему запрещен, при этом основания для запрета на въезд в РФ чаще всего не известны пограничной службе. Иностранец оказывается в тупиковой ситуации: въезд в страну невозможен, однако и узнать по какой причине ограничен въезд также не возможно в силу невозможности нахождения на территории России. 

Первым шагом в решении проблемы является выяснение данного основания. Одним из оснований для запрета во въезде на территорию РФ (они изложены в ст. 26, 27 ФЗ от 15.08.1996 г. № 114 «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ")  является решение о нежелательности пребывания (проживания) на территории РФ иностранного гражданина либо лица без гражданства. Указанное решение может быть принято различными органами исполнительной власти в соответствии с инструкцией — отдельной для каждого органа. В случае если при принятии решения иностранному гражданину оно не вручалось, в зависимости от предполагаемых оснований (отбывание наказания, заболевание опасное для населения, нарушение миграционного законодательства) его следует получить в одном из органов исполнительной власти указанных выше. В большинстве случаев у органов, вынесших именно решение нежелательность пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории РФ нет полномочий по его отмене - даже в случае, если основания для запрета на въезд в РФ отпали. Указанное обстоятельство объясняется законодателем следующим образом — в целях недопущения коррупции в органах государственной власти. Поэтому - единственно возможным способом въехать на территорию России в рассматриваемом случае является обращение в суд через своего представителя с целью обжалование решения о нежелательности пребывания. Если основания запрет на въезд в Россию отпали - в суд подается заявление об отмене соответствующего решения о нежелательности пребывания на территории РФ иностранного гражданина или лица без гражданства. Если само решение было принято незаконно (не было оснований принятия, грубо нарушен порядок принятия решения, регламентированный соответствующими инструкциями) — в суд подается заявление об оспаривании соответствующего решения о нежелательности пребывания на территории РФ иностранного гражданина или лица без гражданства и его отмене. В подобных делах суд руководствуется позицией Конституционного суда РФ: при принятия подобных решений должны соблюдаться права иностранного гражданина в сфере семейной жизни, а также должен применяться принцип соразмерности, адекватности и пропорциональности используемых правовых средств. Таким образом, суд учитывает семейное положение иностранного гражданина или лица без гражданства, нахождение его семьи на территории РФ, возможность его проживания в его родной стране, а также необходимость применения таких серьезных мер к иностранному гражданину. 

По решениям о нежелательности пребывания по некоторым иным основаниям (наличие судимости за преступления, совершенные на территории РФ, некоторые заболевание, привлечение к ответственности за деяния, связанные с незаконным оборотом наркотиков, угроза безопасности РФ) имелась положительная практика Европейского суда по правам человека и как следствие судов общей юрисдикции РФ. 

Очень важный факт: чтобы выяснить причину ограничения въезда иностранному гражданину нужно предъявить соответствующие заявление по месту нахождения органов исполнительной власти — в Москве. Отменять в судебном порядке решение о нежелательном пребывании на территории РФ — необходимо в судах Москвы. Поэтому если Вы хотите снять запрет на въезд в РФ — Вам необходимо воспользоваться помощью адвоката в Москве. 

В последнее время, в связи с изменением миграционного законодательства РФ территориальными органами ФМС России (а не самим ФМС России) в отношении иностранных граждан принимается решение о не разрешении въезда на территорию РФ. Основания для его вынесения в соответствии с действующим законодательством следующие:

- нарушение иностранным гражданином РФ сроков пребывания на территории РФ (для граждан СНГ составляет 90 суток) более чем на 30 суток. Между принятием решения о закрытии въезда и включения иностранного гражданина в список лиц, въезд которым на территорию РФ не разрешен проходит длительное время, именно поэтому после вынесения территориальным органом ФМС решения о не разрешении въезда иностранный гражданин может еще несколько раз пересекать границу. Срок закрытия въезда - три года с момента выезда. В случае если иностранный гражданин нарушил сроки пребывания вследствие тяжелой болезни – необходимо предоставить в орган, принявший решение соответствующие медицинские документы.

- привлечение иностранного гражданина к административной ответственности на территории РФ за последние три года два и более раз. Штрафы ГИБДД (даже не значительные) также являются основанием для закрытия въезда по указанной статье. Если иностранный гражданин оплачивает штраф – данное обстоятельство не является основанием для открытия въезда на территорию РФ. Штрафы учитываются за последние три года.

Въезд запрещается на три года с момента последнего административного правонарушения. Решение о запрете принимается без учета того, есть ли у иностранного гражданина имеется разрешение на работу, патент и даже разрешение на временное проживание(РВП).

Только недавно в России органами власти и прессой громко было озвучено, какому большому числу граждан Украины был запрещен въезд и как гражданину Украины следует обеспокоиться, не принято ли такое решение в отношении него. Было заявлено, что на сайте ФМС иностранец может найти эту информацию. Попробуйте сами и посмотрите, что у Вас получится.

В результате разговора выяснили, что гражданин Украины Х. привлекался за нарушения ПДД, но вовремя оплатил штрафы. Тем не менее, у пограничников имелась информация о запрете на въезд. При этом российские пограничники не дают постановление об отказе в пропуске через границу, равно как и письменных или устных разъяснений о причинах запрета.

Семья оказалась в ужасном положении не только потому, что глава семьи не может въехать в РФ, но и потому, что отказали во въезде не известив, со слов гражданина Х., при выезде с территории России, поставив в тупиковую ситуацию во время поездки. Даже жена-россиянка с ребенком не смогла дальше поехать в РФ - нет водительского удостоверения.

После всего случившегося семья поехала в Киев в Посольство России на Украине. В результате общения с гражданкой России нам удалось выяснить, что Посольство России не смогло помочь в решении сложившейся ситуации. Оспорить решение о запрете гражданину Украине практически крайне сложно и обременительно.

Роман Грезин, эксперт Фонда содействия развитию международного сотрудничества и защиты прав и свобод граждан "Украина - Россия":

За годы работы Фонда мы сталкивались не раз со случаями, когда чиновник в России или на Украине, действуя в соответствии с нормативно-правовым актом, попирает международный гуманитарный принцип не разделения семьи. Той самой семьи, интересы которой защищает и российский и украинский закон, не говоря уже о том, что и в Украине и в России, как во всех цивилизованных странах, признается приоритет общепризнанных норм и принципов международного права, даже если учесть последние нападки на п. 4 статьи 15 Конституции РФ, в которой об этом говорится. Чаще всего проблемы заключаются в том, иностранный гражданин, следуя букве иммиграционного законодательства, не может какое-то время проживать (пользуясь социальными правами постоянного жителя) или даже пребывать со своей семьей. Омбудсмены же в России и в Украине такие, что предпочтут спрятаться за сложной процедурой (пройдите все круги ада, потому уж к нам),  а нормативно-правовые акты игнорируют принцип не разделения семьи, что не может не быть объектом внимания уполномоченных по правам человека. Мы вынуждены были давать советы, как практически выживать членам семьи в таких условиях, предлагали альтернативы. А если речь идет о запрете на въезд на несколько лет(иногда с аннулированием вида на жительство или разрешения на временное проживание) - по семье наносится самый беспощадный удар. И кем? Государством, призванным обеспечивать наши права - как гражданина, так и иностранца, в том числе интересы семьи. Мы имеем дело с извечной проблемой постсоветских стран: человек и государство живут в разных измерениях. Проблему разделения семьи или предпочитают не замечать, или в лицо скажут: вы имеете право проживать, а при чем здесь ваши дети? Возмутительно также то, что иностранец часто и знать не может о запрете, как сложно ему выяснить этот факт, его причины, обжаловать законное или незаконное решение. Чего стоит брутальный разворот на границе ничего не подозревающего человека. Никто не думает о моральном и материальном ущербе гражданина. Даже если запрет вынесли законно - гражданина наказывают дополнительно самой брутальностью системы принятия решений. 

У нас есть права. Но в государственном управлении и Украины и России сидят матерые тролли, обученные в разных академиях управления тому, как троллить канцелярским языком и жестокими решениями народ, читающий законы и надеющийся, что его права не только декларируются, но и гарантируются. Хочется спросить в лицо власть имущих: Конституция - это троллинг? Проблема жесткого (и жестокого) игнорирования принципа не разделения семьи должна прозвучать максимально громко. Гражданское общество должно получить ответ на самом высоком уровне: признает ли власть за семьей право проживать совместно  и что власть собирается сделать, чтобы нормативно-правовые акты и правоприменительная практика не разрушали семьи.

Комментарии (4):

ukr.rusinfo 11.01.2014 04:12, #11610
Валерий Пушилин, президент Фонда содействия развитию международного сотрудничества и защиты прав и свобод граждан "Украина - Россия":
Российское государство официально на самом высоком уровне ответило Гражданскому обществу на вопрос : признает ли власть за семьей право проживать совместно и что власть собирается сделать, чтобы нормативно-правовые акты и правоприменительная практика не разрушали семьи.

11. Дополнить постановление пунктами 231 и 232 следующего содержания:

"231 . При назначении административного наказания в виде административного выдворения иностранных граждан или лиц без гражданства за пределы территории Российской Федерации надлежит учитывать, что согласно части 4 статьи 3.10 КоАП РФ административное наказание в виде административного выдворения может быть назначено в форме принудительного выдворения за пределы территории Российской Федерации или контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации. При этом указание на форму административного выдворения в постановлении по делу об административном правонарушении является обязательным.

Если форма, в которой должно исполняться административное наказание в виде выдворения, не была указана в постановлении о назначении этого административного наказания, то указанный вопрос может быть разрешен судьей, вынесшим постановление об административном выдворении, на основании части 3 статьи 31.4 КоАП РФ по заявлению органа, должностного лица, приводящих постановление в исполнение, а также по заявлен
ukr.rusinfo 11.01.2014 04:19, #11611
Валерий Пушилин, президент Фонда содействия развитию международного сотрудничества и защиты прав и свобод граждан "Украина - Россия":
Российское государство официально на самом высоком уровне ответило Гражданскому обществу на вопрос : признает ли власть за семьей право проживать совместно и что власть собирается сделать, чтобы нормативно-правовые акты и правоприменительная практика не разрушали семьи.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 40 г. Москва

"О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Опубликовано: 31 декабря 2013 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №6272
11. Дополнить постановление пунктами 231 и 232 следующего содержания:
Следует также учитывать, что выдворение лица из страны, в которой проживают члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное пунктом 1 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
22061976*!* 05.12.2018 12:24, #33120
Добрый день! У меня такая ситуация,муж гражданин Украины в России живёт уже 7 лет,из них в Анапе 5 лет,было РВП закончилось стал пересекать границу каждые три месяца,делал временную регистрацию всё было нормально. А вот вчера стал делать регистрацию в ФМС и ему сказали что он находится в России незаконно так как на 90 дней он должен выезжать из России. У нас трое маленьких детей 4 года,3 года и 9 месяцев,все рожденны в Анапе. Как такое возможно чтобы он выехал на 90 дней кто будет кормить детей.Он звонил прокурору тот позвонил начальнику ФМС Гелинжика и он сказал что есть такой закан Венской конвенции о неразлучении семьи,этот закон действует в Новоросийске и Гелинжике как в Анапе не известно. Мужа задержали до суда суд будет завтра и там будут решать вопрос о департации. Что делать я не знаю.
22061976*!* 05.12.2018 17:25, #33126
Добрый день! У меня такая ситуация,муж гражданин Украины в России живёт уже 7 лет,из них в Анапе 5 лет,было РВП закончилось стал пересекать границу каждые три месяца,делал временную регистрацию всё было нормально. А вот вчера стал делать регистрацию в ФМС и ему сказали что он находится в России незаконно так как на 90 дней он должен выезжать из России. У нас трое маленьких детей 4 года,3 года и 9 месяцев,все рожденны в Анапе. Как такое возможно чтобы он выехал на 90 дней кто будет кормить детей.Он звонил прокурору тот позвонил начальнику ФМС Гелинжика и он сказал что есть такой закан Венской конвенции о неразлучении семьи,этот закон действует в Новоросийске и Гелинжике как в Анапе не известно. Мужа задержали до суда суд будет завтра и там будут решать вопрос о департации. Что делать я не знаю.

Опрос

Если бы сейчас состоялись выборы президента РФ, Вы проголосовали бы за Владимира Путина?
Результаты голосования
Архив опросов

Рубрики

ИА REX — российское информационное агентство, не иностранный агент

ИА REX — международное экспертное сообщество. Мы ориентированы на информирование аудитории о событиях в России и за рубежом, знакомим читателей с мнением независимых экспертов, их реакцией на эти события.

Редакция агентства не несёт ответственности за материалы опубликованные в разделе «Пресс-релизы».

Допускается свободное некоммерческое использование материалов с обязательной ссылкой на ИА REX. Подробнее см. правила использования.

Мы выбрали хостинг от REG.ru

© 2009-2018 Информационное агентство REX

Свидетельство о регистрации СМИ:

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
ИА № ФС 77-55032 от 14.08.2013

Материалы агентства могут содержать информацию 18+

Rambler's Top100 Проверка тИЦ и PR
Издательский Дом Модеста Колерова - продвижение сайтов