После окончания холодной войны присутствие США и, как следствие, НАТО в Арктике было значительно свернуто.

Экономических стимулов развивать Арктику было немного, даже наоборот, во времена Обамы, когда во главу угла ставились защита окружающей среды и экологические факторы, нефтяным компаниям не выдавались лицензии на разведку и добычу нефти в арктических водах.

Так как не было ни экономической, ни стратегической необходимости, не развивались арктические порты США и ледокольный флот. Фактически сейчас в США в эксплуатации находится только один тяжелый ледокол — Polar Star.

С приходом Трампа появился экономический вектор развития Арктики — было дано разрешение на изыскательские работы для нефтяных компаний в регионе, заговорили о реализации совместного китайско-американского газового проекта на Аляске.

Нарастающее противостояние России и США, начавшееся с обвинений в адрес руководства России во вмешательстве в американские выборы, диктует логику развития дальнейших событий. В ноябре 2018 года прошли у российской границы крупнейшие за постсоветскую эпоху учения НАТО в Арктическом регионе Trident Juncture 2018 — с участием более 50 тысяч военнослужащих и крупных сил авиации и флота. В учениях приняла участие и авианосная ударная группа во главе с авианосцем «Гарри Трумен», прервавшим свою подготовку к миссии в Персидском заливе.

Учения выявили определенные недостатки и в подготовке личного состава, и в готовности техники к работе в северных условиях — были выведены их строя штормом несколько кораблей, и десантные корабли не смогли произвести высадку на побережье из-за шторма. Также к учениям не стали привлекать единственный тяжелый ледокол Polar Star из-за боязни его поломки. Ледокол был спущен на воду в 1976 году и находится на грани окончания ресурса эксплуатации, хотя сейчас он и выполняет миссию под управлением отдельного объединенного оперативного соединения Тихоокеанского командования ВС США, правда в Антарктиде, а пока не в Арктике.

США планирует увеличить свое присутствие в Арктике, пока, правда, только вербально, но, по словам командующего Береговой охраной США адмирала Пола Зукунфта, замена Polar Star ожидается к 2023 году, и вообще в планах постройка трех тяжелых ледоколов и трех ледоколов среднего класса.

Не дожидаясь постройки новых ледоколов, министр ВМС США Ричард Спенсер заявил о планах в 2019 году отправить группу военных кораблей для проведения операции по обеспечению свободы судоходства в Арктике.

О потенциально возможном конфликте при прохождении кораблей НАТО по арктическим водам писали СМИ и телеграм-каналы. Возможное развитие ситуации в Арктике может проходить так же, как и перманентный конфликт в Южно-Китайском море между Китаем, считающим этот регион зоной своих интересов, и США, выступающими за свободное судоходство.

Так, 7 января эсминец USS McCampbell прошел в 12 милях от Парасельских островов, которые Китай относит к своей зоне интересов. МИД КНР выразил решительный протест по этому поводу. В то же время ситуация может развиваться и как в Керченском проливе, где уже не МИД, а погранслужба РФ пресекла попытку украинских катеров нарушить порядок прохождения в районе Керченского моста.

Позиция РФ на данный момент такова, что Северный морской путь — регион опасной ледовой обстановки, прохождение которого требует сопровождения соответствующими службами и по необходимости ледокольными судами и лоцманской службой. Эта позиция основана на конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву от 1982 года, которую Россия ратифицировала в 1997 году. США до сих пор отказываются ратифицировать эту конвенцию по ряду причин, в том числе и по причине разночтения по праву мирного прохода в территориальных водах прибрежных государств.

Российская Федерация с 2019 года ввела уведомительный порядок прохождения иностранных военных кораблей через Северный морской путь. США придерживаются позиции свободы мореплавания, то есть прохождения в любых водах без уведомления, как они это неоднократно демонстрировали в Южно-Китайском море.

Вопрос состоит в том, как будет реагировать военно-политическое руководство страны при попытке прохождения группы военных кораблей или одним кораблем по СМП: как Китай — решительным осуждением по линии МИДа или физическим препятствованием прохождению как в Керченском проливе?

Пока из практики прошлого года есть только свободное прохождение судном тылового обеспечения ВМС Франции A603 Rhone СМП в 2018 году без сопровождения российской стороны. Правда, тогда еще не действовал порядок обязательного уведомления для военных кораблей.

Как будет развиваться ситуация в навигацию 2019 года в Арктике? Вполне возможно, что провокаций избежать не удастся. И к этому надо быть готовым не только на словах.

 

Павловский Игорь

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Опрос

Считаете ли вы Российское государство агрессором в отношении личности или её защитником?

Утечка персональных данных приобретает колоссальные размеры. Последствия этих утечек ещё не до конца понятны. Усиление государственного контроля за жизнью граждан через требования предоставления всё большей информации о частной жизни вызывают опасение у значительной части думающего населения.

Результаты голосования
Архив опросов

Рубрики

ИА REX — российское информационное агентство, не иностранный агент

ИА REX — международное экспертное сообщество. Мы ориентированы на информирование аудитории о событиях в России и за рубежом, знакомим читателей с мнением независимых экспертов, их реакцией на эти события.

Редакция агентства не несёт ответственности за материалы опубликованные в разделе «Пресс-релизы».

Допускается свободное некоммерческое использование материалов с обязательной ссылкой на ИА REX. Подробнее см. правила использования.

Мы выбрали хостинг от REG.ru

© 2009-2019 Информационное агентство REX

Свидетельство о регистрации СМИ:

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
ИА № ФС 77-55032 от 14.08.2013

Материалы агентства могут содержать информацию 18+

Rambler's Top100
Издательский Дом Модеста Колерова - продвижение сайтов