Возвращение блудного смысла

Депутат Елена Ямпольская: Комитет Государственной думы по культуре не будет частью чьей-либо «пищевой цепочки»
1 августа 2018  19:00 Отправить по email
Печать

Как же предельно сузился изначальный смысл понятия «культура»! Оно стало почти синонимом искусства. Которое, в свою очередь, подходит к критической черте деградации, объявляя творчеством любой способ демонстративного самовыражения, даже беготню по футбольному полю в полицейской форме (ни слова про брусчатку и гвозди). И настойчиво, капризно и грозно требует за это славы и денег…

Банально, но сакрально: в начале было Слово. «Culto» на вечной латыни означает «возделываю». Именно осмысленный труд на пользу обществу — ничего более, нежели печной горшок, Аполлон Бельведерский и всё, что между — от наскальной графики до «Поехали!» под тягой трёх миллионов лошадиных сил и четверти миллиарда человеческих. Всё, что нетленно для времени — в отличие от племён и империй, это породивших.

В «Воскресном вечере с Владимиром Соловьёвым» 29 июля депутат Елена Ямпольская дебютировала в новом статусе — председателя Комитета ГД по культуре. И с первых секунд она сделала бессмысленным привычное «услышать политика между слов». Всё — прямо, на грани эзоповой политкорректности.

«Комитет по культуре не будет таким коридором, по которому будет легко пронести то или иное решение. Комитет по культуре не будет частью чьей-либо «пищевой цепочки». Поэтому я точно знаю, что, вне зависимости от взглядов, многие были против этого назначения… Точно могу сказать, что характер я сохраню там», — заявила Ямпольская.

Стоять на своем

Цитата из м/ф «Стойкий оловянный солдатик». Реж. Лев Мильчин. 1976. СССР

Стоять на своем

Если война считается концентрированной экономикой, то политику справедливо рассматривать как концентрированную культуру. Культурную политику — тем паче. Резонный вопрос сразу после этого жесткого заявления: с какой целью новоназначенный председатель Комитета по культуре объявляет войну стереотипам, прибегая, как действующий политик, к стилистике предвыборных обещаний? Ямпольская очевидно, по её же облетевшему СМИ выражению, выходит из «зоны комфорта», к чему призывала с трибуны Госдумы в прениях по изменению пенсионной системы.

«Я сейчас столкнулась… с этой несчастной «зоной комфорта», которую мне всё время поминают. «Она призвала пенсионеров выйти из зоны комфорта. Как ей не стыдно!» Там не было ни слова о пенсионерах… Я обращалась к людям работоспособных поколений… но что меня поразило: ни мои коллеги — депутаты, ни мои коллеги — журналисты в абсолютном большинстве не знают, что такое зона комфорта. Они предполагают, что комфорт это там, где хорошо, удобно, сытно и спокойно. Зона комфорта — это зона привычки. И поменять что-то в жизни можно, если ты расстаёшься с этой привычкой. Если ты курил и бросаешь — это выход из зоны комфорта… идёшь учиться — выход, создаёшь семью, рожаешь ребёнка, даже заводишь собаку — выход. Меняешь работу на более престижную, высокооплачиваемую — это выход из зоны комфорта».

Против течения

Georgie Pauwels

Против течения

Характерно, что Елене Ямпольской больше всего «досталось» от либеральных СМИ, для которых иконой стиля политической культуры является приснопамятный Егор Гайдар с его известным отношением к «не вписавшимся в рынок». И если за этой «нелогичностью» попытаться разглядеть логику, то станет очевидно: заявление о «зоне комфорта» — только повод для нападок. Причина — в недвусмысленной жесткой национальной государственнической стратегии, открыто излагаемой новым председателем Комитета по культуре. Здесь речь очевидно не о количестве освоенных бюджетных денег, а о смысловой перспективе культуры, несмотря на то, что Ямпольская, в соответствии с современным политическим вокабуляром, продолжает именовать её «отраслью»:

"Закон — это инструментарий. Прежде чем выбирать инструменты, надо понимать, что мы строим. Тогда и инструмент будет подходящий. Мы строим, я думаю, такую культуру, цели которой лежат вне самой культуры. Вне отрасли. Мы строим такую культуру, цели которой лежат в сфере воспитания развитой, сложной личности, гармонизация общественных отношений. Я считаю, что вот это понятие миссии культуры надо обязательно вернуть в публичную плоскость сейчас».

В эфире программы Ямпольская о деньгах упомянула единственный раз. И не в связи с бюджетными аппетитами культурной сферы, а вспоминая о том, что её родители тратили последнее из скудного заработка на книги:

«Это был единственный мой стартовый капитал. Как оказалось — неплохой капитал».

Алексей Радаков. Знание разорвёт цепи рабства. 1920

Алексей Радаков. Знание разорвёт цепи рабства. 1920

В условиях нынешней ситуации в культурной области, близкой по масштабам к национальной катастрофе, изначально хвататься при слове «культура» за кошелёк сопоставимо с рефлексом «парабеллума» печально известного культурного деятеля разгромленной державы. Цель от средства отличается тем, что не допускает и не требует ответа на вопрос «зачем?» — это и есть горизонт планирования, единственно достойный великой страны. Ибо всё остальное — деньги, посадочные места, объекты, рейтинги — по определению являются средствами, десятилетиями подменявшими подлинные цели. Потому что — «зачем?». Пожалуй, впервые фактическая доктрина культурной политики профильного комитета в системе «цель — средства» излагается с точки зрения стратегического смысла и содержательной сути. «Культура — это о душе, иначе она не имеет никакого смысла», заявляет депутат Ямпольская. Новая политическая культура или хорошо забытая старая?

«Нам сейчас предстоит вместе с администрацией президента работать над новым законом о культуре согласно поручению главы государства. Я думаю, что это станет первым и главным поводом нам всем собраться вместе. Потому что я абсолютно убеждена, что соавторами закона о культуре должны быть сами деятели культуры и работники отечественной культуры. Нельзя принимать судьбоносные решения, не привлекая их к обсуждению. А дальше я надеюсь, что это будет наш постоянный режим работы», — обозначает Елена Ямпольская новые контуры взаимоотношения власти и работников культурной сферы.

Она считает возглавляемый ею Комитет «идеальной площадкой для диалога государства и деятелей культуры всех мировоззрений, всего спектра взглядов, в том числе и политических». Такая предлагаемая Еленой Ямпольской формула работы Комитета по культуре как универсальной дискуссионной площадки даёт принципиально новые контуры взаимодействия законодателей и гражданского общества, наделяя смыслом обесцененное народовластие и превращая монолог власти в диалог с обществом.

Возвращая изначальный общецивилизационный смысл термину «культура», Ямпольская делится своим идефикс:

«По моим представлениям, в Государственной думе 26 комитетов по культуре. Их там всего 26. Я не знаю такого комитета, который так или иначе не относился бы к культуре. Совершенно необходимо всё гуманитарное поле страны объединить в один узел. Я хочу пригласить все остальные 25 комитетов к сотрудничеству, к созданию такой межкомитетской группы и межфракционной группы по гуманитарному развитию страны. Тогда мы сможем обсуждать действительно глобальные вещи».

В механике известен принцип: изменение даже одного элемента ведёт к изменению всей системы. Насколько этот принцип реализуем применительно к планам нового руководителя Комитета по культуре и всему культурному ландшафту страны, будем судить по результатам. Практика — критерий истины. Пока же очевидно, что призывая к выходу из «зоны комфорта», сама Елена Ямпольская, входя в новую должность со своими представлениями о масштабах целей, в этом процессе покидания «зоны комфорта» чувствует себя вполне комфортно.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть