Главным вызовом энергетической безопасности Республики Арцах является выход на полное самообеспечение с целью достижения энергетической независимости. Основываясь на богатом опыте, накопленном в течение последних 40 лет, в настоящее время в Республике Арцах осуществляется строительство гидроэнергетических инфраструктур, призванных вывести республику на полное самообеспечение электроэнергией. В связи с этим главной целью национальной энергетической политики Арцаха является оценка энергетического потенциала водных ресурсов, а также модернизация и возведение гидроэнергетических инфраструктур с восстановлением и техническим переоснащением электрических сетей.

В рамках программы деятельности правительства Республики Арцах на 2012-2017 гг. отмечается, что в ближайшие годы новые гидроэлектростанции, а также уже действующая ГЭС "Сарсанг" смогут обеспечить производство до 400 млн кВт.ч электроэнергии в год. При этом еще в 1995-1997 гг. был осуществлен комплексный мониторинг водных ресурсов республики, согласно которому указанные в программе правительства показатели выглядят вполне реалистичными.

Насчитывающая более 90 лет энергетическая отрасль Арцаха прошла весьма сложный путь развития (В 1923 г. в районе Арменаван г. Степанакерта с помощью дизельного генератора мощностью 35 кВт была зажжена первая электрическая лампа, а уже в 1930 г. на реке Кар-Кар построена первая гидроэлектростанция мощностью 480 кВт.). В советский период были заложены основы устойчивого развития энергосистемы Арцаха, что прежде всего выражается в наличии необходимых инфраструктур, на основе которых фактически была выстроена вся система энергетической безопасности республики в годы независимости. Наличие сформированной инфраструктуры с учетом богатых водных ресурсов, а также сложившаяся геополитическая ситуация, сводящаяся преимущественно к коммуникационной ограниченности, фактически легли в основу базового принципа национальной энергетической политики Республики Арцах – обеспечение энергетической независимости.

Последнее, кстати, может быть рассмотрено в качестве базового компонента укрепления суверенитета республики с непосредственным влиянием на уровень государственного строительства. И хотя представленные инфраструктурные мощности в целом достались независимой республике в изношенном виде, однако осуществление в послевоенный период крупных капиталовложений и последовательная политика, нацеленная на повышение уровня энергетической безопасности, позволяют говорить о сформированной в годы советской власти энергосистеме в качестве базовой основы энергетического развития республики в будущем.

Сегодя с целью выхода на полное самообеспечение в республике активно ведутся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы с перспективой возведения новых гидроэнергетических объектов. В целом за последние 10 лет в Арцахе было возведено 16 ГЭС, что позволило увеличить объемы производства электроэнергии более чем в 6 раз и выйти на уровень самообеспечения по электроэнергии, задействовав в сфере энергетики более 2000 человек.

Вследствие активной имплементации целевой программы правительства по освоению водных ресурсов в 2013 г. Арцах покрывал 85% своего внутреннего потребления электроэнергии, при этом данный показатель еще в 2005-2010 гг. колебался в пределах 40-50%. А уже по итогам 2016 г. в Республике Арцах было произведено 296,4 млн кВт.ч электроэнергии, при этом потребление составило 299 млн кВт.ч. Важно отметить, что целевая программа имеет также определенную социальную миссию. В частности, с ее реализацией был связан вопрос увеличения числа рабочих мест в Мартакерте, что, в свою очередь, позволило нормализовать процесс перенаселения и решить ряд социально-экономических проблем области.

Примечательно, что значительная часть финансовых средств, необходимых для реализации целевой программы, была обеспечена благодаря выходу в 2009 г. госпредприятия "АрцахГЭС" на IPO – беспрецедентный шаг не только в арцахской, но и армянской экономике. В этом смысле энергетика является своего рода системообразующим фактором, который стимулирует институциональное развитие в Арцахе. Так, успешное проведение эмиссии акций придало новое качество государственным финансовым и экономическим институтам республики. В результате население Арцаха, а также Армении и представители армянской диаспоры получили возможность прямого участия в деле становления и развития энергетической системы республики. IPO стало частью реформ, осуществляемых республикой в сфере энергетики, направленных на повышение уровня энергетической независимости.

Фиксированный объем и тариф продаж компании, отсутствие воздействия локальных и глобальных кризисов на ее деятельность, ставка налога на прибыль в размере 5%, поддержка компании со стороны государства, ее эффективная дивидендная политика, а также наличие высокой доходности в условиях низкого бизнес-риска стали главными факторами, позволившие привлечь инвесторов. Сами средства, полученные в результате размещения акций, "Арцах ГЭС" направила на строительство трех гидроэлектростанций (до 5 МВт каждая) на крупнейшей реке в Арцахе – Тартар, а также на канале, соединяющем реки Трхи и Тартар. Публичное размещение акций ОАО "АрцахГЭС", кстати, было дважды осуществлено также в 2011 г., что позволило довести уставной капитал компании до 10,6 млрд драмов РА (или около $22 млн по текущему курсу).

При рассмотрении приведенных выше показателей в контексте реализации целевой программы можно сделать вывод о том, что предусмотренные в ней мероприятия приводят к прогнозируемым результатам, необходимым для формирования энергоизбыточной экономики республики. Сегодня энергосистема Арцаха выступает в качестве локомотива ее экономики, демонстрирующей высокие темпы развития. Достаточно отметить, что экономический рост в республике по итогам как 2015 составил 9,1%, по итогам 2016 г. – 9,2%, чему в значительной степени способствовали активность в сфере строительства гидроэнергетических инфраструктур и рост энергопотребления. При этом еще в 2007 г. данный показатель равнялся 8,8%, а в 2008 г. был совершен значительный рывок с достижением 14,3% роста. Не случайно, что в июле 2014 г. российский телеканал РБК охарактеризовал Республику Арцах как "закавказского тигра".

 

Продолжение следует

Публикация осуществлена при поддержке Государственного комитета по науке Республики Армения (проект N 16YR‐5F072)

Давтян Ваге

Результаты опроса

Позорно ли выступление российских олимпийцев под нейтральным флагом?

Международный олимпийский комитет отстранил Россию от участия в зимней Олимпиаде 2018 года, которая пройдёт в южнокорейском Пхенчхане.

При этом российские спортсмены, не имевшие прежде проблем с допингом, смогут выступить на Олимпийских Играх в нейтральном статусе под белым флагом с аббревиатурой OAR (Olympic Athlete from Russia — Олимпийские спортсмены из России).

Да 81.7%
Нет 18.3%
Всего голосов: 990
Опрос проводился
с 6 по 13 декабря
Архив опросов

Рубрики

ИА REX — российское информационное агентство, не иностранный агент

ИА REX — международное экспертное сообщество. Мы ориентированы на информирование аудитории о событиях в России и за рубежом, знакомим читателей с мнением независимых экспертов, их реакцией на эти события.

Редакция агентства не несёт ответственности за материалы опубликованные в разделе «Пресс-релизы».

Допускается свободное некоммерческое использование материалов с обязательной ссылкой на ИА REX. Подробнее см. правила использования.

Мы выбрали хостинг от REG.ru

© 2009-2016 Информационное агентство REX

Свидетельство о регистрации СМИ:

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
ИА № ФС 77-55032 от 14.08.2013

Материалы агентства могут содержать информацию 18+

Rambler's Top100 Проверка тИЦ и PR
Издательский Дом Модеста Колерова - продвижение сайтов