АПК: Стратегия-2030, планы, индикаторы, возможности и решения

Статья профессора кафедры общего земледелия и агроэкологии факультета почвоведения МГУ имени М.В. Ломоносова Д.М. Хомякова
17 апреля 2024  09:54 Отправить по email
Печать

В Перечне поручений по реализации Послания президента Федеральному Собранию» (утв. Президентом РФ 30.03.2024) Правительству РФ при участии исполнительных органов субъектов РФ принять меры, обеспечивающие, в том числе, увеличение к 2030 году объема производства продукции агропромышленного комплекса не менее чем на 25% и экспорта продукции АПК не менее чем в 1,5 раза по сравнению с 2021 годом, а так же обеспечить поэтапное обновление и модернизацию к 2030 году отделений почтовой связи акционерного общества «Почта России», расположенных в сельской местности, а также в труднодоступных местностях.

В Послании президента РФ Федеральному Собранию от 29.02.2024 сказано, что сейчас мы не только полностью обеспечиваем себя продовольствием. Россия — лидер на глобальном рынке пшеницы. Мы входим в двадцатку ведущих стран — экспортеров продуктов питания. Мы обязательно продолжим поддержку отрасли, а также программу комплексного обустройства сельских территорий, включая обновление и модернизацию почтовых отделений.

Так же Президентом РФ Перечнем поручений по итогам запуска племенного центра по воспроизводству индейки в Тюменской области 21.11.2022 предписывалось Правительству РФ, в целях обеспечения среднегодового темпа роста объемов производства продукции АПК на уровне не менее 3% в год, обратить внимание на необходимость внедрения новых или расширения действующих мер государственной поддержки для достижения целевых индикаторов.

С 23.11.2023 стала действовать дважды отредактированная Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов РФ на период до 2030 года (далее — Стратегия), утвержденная Распоряжение Правительства РФ от 08.09.2022 № 2567-р. В документе присутствуют два варианта: базовый и целевой. Базовый вариант предусматривает реализацию государственных программ Минсельхозом РФ при условии текущего уровня финансирования. Целевой — разработан из расчета достижения начиная с 2023 года среднегодовых темпов роста объемов производства продукции АПК на уровне не менее 3% (согласно поручениям Президента РФ от 26.04.2022 и от 21.11.2022): 2020 год взят за 100%, 2030 год — 116,1% и 129,7%, соответственно. Для успешной реализации целевого варианта объемы ежегодной государственной поддержки из федерального бюджета должны составлять не менее 900 млрд рублей в ценах 2022 года [1-4].

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Минсельхоз РФ подготовил проект распоряжения Правительства РФ «О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.09.2022 № 2567-р» (далее — Проект распоряжения; ID проекта 01/23/02-24/00145634). Он предусматривает реализацию государственных программ Минсельхоза РФ при условии сохранения текущего уровня финансирования. На сегодняшний день их четыре: развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утверждена Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 № 717; развития рыбохозяйственного комплекса, утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.07.2014 №314; комплексного развития сельских территорий, утверждена постановлением Правительства РФ от 31.05.2019 № 696; эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса, утверждена Постановлением Правительства РФ от 14.05.2021 №731.

В документе утверждается, что в настоящее время оказываемые меры государственной поддержки достаточны для сохранения существующего уровня функционирования отрасли.

Есть так же Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2030 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 25.08.2017 № 996 (редакция от 30.09.2023). За семь лет это уже девятая редакция. Менялась структура программы, паспорт, объемы финансирования, список включенных подпрограмм, увеличившийся с 7 до 13, сроки и так далее. На ее реализацию предусмотрено выделение средств федерального бюджета в сумме 59,0 млрд руб. на 13 лет, на 2024 год — 6,84 млрд руб. Так же запланировано внебюджетное финансирование и участие субъектов РФ.

В Проекте распоряжения в целях дальнейшего развития АПК и обеспечения продовольственной безопасности с учетом геополитической ситуации в мире, проблем с логистикой и резкого повышения цен на импорт, определены перспективные направления поддержки. Они включают: создание новых производственных мощностей; модернизация действующих производств по выпуску, в том числе, из несельскохозяйственного сырья, кормовых и пищевых добавок, ферментных препаратов, а также лекарственных средств ветеринарного применения.

В документе заложен сценарий, предусматривающий среднегодовые темпы роста производства продукции на уровне 1,5%. В 2026 году при условии сохранения экономической стабильности и увеличения финансирования планируется достигнуть следующих показателей: индекс производства продукции АПК (в сопоставимых ценах) к уровню 2020 года составит 107,9%; экспорт продукции агропромышленного комплекса (в сопоставимых ценах) составит $31,5 млрд.

У сельскохозяйственных товаропроизводителей к 2026 году появится возможность получения комплекса цифровых услуг и сервисов, позволяющих оптимизировать затраты и повысить эффективность производственных и управленческих процессов.

К 2030 году при тех же условиях определены следующие индикаторы: производства продукции АПК (в сопоставимых ценах) к уровню 2020 года составит 116,1%; экспорт продукции агропромышленного комплекса (в сопоставимых ценах) составит более $36,3 млрд; индекс физического объема инвестиций в основной капитал по виду экономической деятельности «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» (в сопоставимых ценах) к уровню 2020 года составит 114,0%; валовая добавленная стоимость, создаваемая в сельском хозяйстве, составит 6427,4 млрд рублей; валовая добавленная стоимость производства пищевых продуктов, напитков, табачных изделий составит 3968,2 млрд рублей.

В Проекте распоряжения отмечено, что экспорт российской продукции АПК является составляющей мировой продовольственной безопасности. Появились негативные факторы, связанные с неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, нарастающим дисбалансом в мировой экономике и кардинальными изменениями логистических цепочек поставок продукции. Они потребовали пересмотра приоритетных направлений развития экспорта продукции. С учетом сложившихся тенденций это страны СНГ, Ближнего Востока, Африки, Юго-Восточной Азии, а также Китай и Индия.

По итогам 2023 года объем экспортных поставок российской продукции АПК составил более $43,1 млрд. Рост к прошлому году по данным Федеральная таможенная служба (ФТС) составил 4,3% [6-8]. В его структуре около 38% приходится на зерно. Страна сохраняет лидерство в мире по поставкам пшеницы, занимая 25% мирового рынка. Импорт этой группы товаров превысил 35,1 млрд долл. США (-1,7%).

По данным ФТС, в 2023 году по сравнению с 2022 годом на 28,3% сократился экспорт РФ до 424,1 млрд долларов, что объясняется ухудшением ценовой конъюнктуры. Отмечен рост импорта товаров на 11,7%, до $285,1 млрд долларов США [6-8]. Таким образом, вклад АПК достиг 9,8% от экспорта.

При этом десять регионов обеспечили 67,9% общероссийского экспорта продукции АПК. Они поставили на внешние рынки сельскохозяйственного сырья и продовольствия в сумме на 29,6 млрд долл. США. Лидеры — регионы с объемами экспортной выручки более 800 млн долл. США: Ростовская область, Москва, Краснодарский край (тройка лидеров не меняется на протяжении последних пяти лет), Приморский край, Московская, Калининградская, Белгородская области, Камчатский край, Липецкая и Мурманская области. В 2017 году насчитывалось 17 регионов, экспорт которых превышал 200 млн долл. США, та в 2023 году их стало уже 35.

По информации ТАСС первый заместитель Министра сельского хозяйства Оксана Лут в апреле 2024 года на Всероссийском научно-образовательном аграрном форуме в Ставрополе утверждала, что первая задача — это обеспечение внутреннего рынка, второе — это экспорт продукции АПК, который должен увеличиться к 2030 году до $55 млрд. Это соответствует помянутому выше поручению Президента РФ, если принимать в расчет номинальные (а не сопоставимые) цены.

Напомним, что годовой объем экспорта продуктов питания и сельскохозяйственной продукции из РФ растет, например, в 2016 — $17,1 млрд; в 2017 — $20,7 млрд: в 2018 — $29,7 млрд; в 2019 — $25,6 млрд; а в 2020 году это — $30,6 млрд; в 2021 — ;37,1 млрд; 2022 году — уже $41,6 млрд [1-4, 6]. Достигнув паритета в 2020, со следующего года РФ стала нетто-экспортером этой продукции. Дельта в прошедшем году превысила $8,0 млрд.

Посевные площади РФ приведены в таблице 1. В Проекте распоряжения отмечено, что поскольку основой сельскохозяйственного производства являются почвенные ресурсы и агрометеорологические условия в части развития отрасли экстенсивным способом необходима реализация мер по вовлечению в оборот земель сельскохозяйственного назначения. В том числе за счет проведения культуртехнических мероприятий, реконструкции, технического перевооружения и строительства новых мелиоративных систем общего и индивидуального пользования. Интенсификация земледелия предусматривает прирост применения минеральных удобрений сельскохозяйственными товаропроизводителями на 1 га в среднем на 4−6 кг в д.в. ежегодно.

Таблица 1 — Посевные площади сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий в РФ по годам [5-6].

Годы

2010

2015

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

Посевные
площади,
тыс. га

75188

78 635

79 634

79 888

79 948

80 383

82 290

84 242

84 532
(план)

По факту, достигнут уровень в 42 кг д.в./га посева. Для его корректного определения нужно отнести суммарный объем использования агрохимических средств к общей площади посевов. В 2023 году внесено 3,5 млн тонн д.в. NPK на всю посевная площадь. В расчет, при этом, не берется площадь паров — порядка 11 000 тыс. га. С учетом этих площадей дозы внесения удобрений будут еще меньше. Однако в Росстате и Минсельхозе РФ оперируют показателем «в расчете на удобренную площадь» и «процент удобренных площадей», что завышает дозы внесения.

Минсельхозом РФ совместно с Минпромторгом РФ подписан новый план приобретения минеральных удобрений сельскохозяйственными товаропроизводителями и организациями, осуществляющими производство комбикормов (в физическом весе), на период с 01.02.2023 по 31.05.2024 (от 29.11.2023 № ОЛ-5767).

По нашим расчетам с 1991 по 2023 год суммарный отрицательный баланс трех основных элементов минерального питания растений (NPK) на российской пашни достиг 160 млн тонн д.в. Следовательно, продовольственная безопасность и экспорт сельскохозяйственной продукции осуществляются за счет накопленного ранее плодородия почв, используемых в агропроизводстве. Их ресурсы ограничены. Этот «природно-ресурсный кредит» нужно отдавать.

Росреестр подготовил законопроект, предусматривающий с 2026 года наделение Минсельхоза РФ полномочиями по установлению границ сельскохозяйственных земель для внесения сведений о границах таких территорий в Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН). Сейчас отсутствие данных о границах этих земель в реестре может приводить к необоснованному отнесению таких их к другим категориям, в том числе включению в границы населенных пунктов и предоставлению под строительство.

Росреестр предлагает вносить в ЕГРН данные о границах земель сельскохозяйственного назначения и сельхозугодий в их составе — законопроект, предусматривающий внесение изменений в «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ и Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», опубликован ведомством на regulation.gov.ru. Минсельхоз РФ планируется наделить полномочиями по установлению границ таких земель — с 2026 года такие данные должны вноситься в ЕГРН.

Эти земли имеют особый правовой режим, отдельно регулируется их оборот (Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»). Тем не менее, по данным Росреестра на 01.01.2023, площадь сельскохозяйственных земель в РФ составила 379,1 млн га, что на 0,5 млн га меньше, чем годом ранее. Естественно, что осуществления всего комплекса мероприятий потребует значительного количества финансовых ресурсов, выделенных в рамах государственного бюджета.

В Постановлении Правительства РФ от 14.05.2021 № 731 (ред. от 27.12.2023) «О Государственной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации» указано, что интенсивность использования находящихся в обороте земель сельскохозяйственного назначения постоянно увеличивается, что также создает риск достижения предела роста производства сельскохозяйственной продукции, для минимизации которого требуются, с одной стороны, целенаправленные усилия по сохранению и повышению плодородия почв, а с другой стороны — вовлечение в оборот новых земель сельскохозяйственного назначения.

При этом с 1997 года не осуществляется качественная оценка продуктивных земель сельскохозяйственного назначения, не проводится комплексная внутрихозяйственная оценка земель по плодородию, местоположению и технологическим свойствам земельных участков. Не выполняется оценка состава земель сельскохозяйственного назначения не только по формам собственности, но и по угодьям, степени проявления процессов деградации (водной эрозии, дефляции, засоления и др.), культуртехническому состоянию.

Отметим, что земля — понятие территориально-обобщенное. Плодородием обладают почвы, составляющие основу любых продовольственных систем. Имея самые большие в мире почвенные ресурсы (16,5 млн кв. км), мы пока не определили сколько, каких, какого качества и где расположенных почвенных ресурсов нужно стране для обеспечения продовольственной безопасности и растущего экспорта продукции АПК.

В Проекте распоряжения указано, что без прорывов в развитии новых технологий (новаций) крайне затруднено достижение основных целей Стратегии. Для решения этой задачи планируется реализовать мероприятия, направленные на создание новых видов сортов и генов в селекции и генетике соответственно, подготовить на базе подведомственных образовательных организаций высшего образования высококвалифицированные кадры.

Энергетические мощности сельского хозяйства — суммарная мощность всех источников энергии, обслуживающих производственный процесс: механических и электрических двигателей, электроустановок, живой тягловой силы. Отношение суммарной энергетической мощности к посевной площади характеризует энергообеспеченность, среднегодовая энергетическая мощность на одного работника — энерговооруженность труда (рис. 1).

На 2024 год энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций (энергетические мощности в расчёте на 100 га посевной площади) составила 200 л.с., а энерговооруженность труда в них (без учета микропредприятий) — достигла — 95 л.с. Нагрузка пашни на один трактор в 2020 году составляла 349 га, а в 2022 уже — 372 га. Приходилось посевов (посадки) соответствующих культур на один комбайн: зерноуборочный — 451 и 460 га; кукурузоуборочный — 2974 и 2579 га; картофелеуборочный — 66 и 73 га; свеклоуборочную машину (без ботвоуборочных) — 431 и 505 га, соответственно [6].

Рисунок 1 — Показатели оснащения некоторыми видами сельскохозяйственной техники российского АПК [1-3, 6].

Рисунок 1 — Показатели оснащения некоторыми видами сельскохозяйственной техники российского АПК [1-3, 6].

Отметим, что объем производства продукции всех сельхозпроизводителей (сельхозорганизации, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйства населения) в 2023 году составил 99,7% по сравнению с 2022 годом. За январь-февраль 2024 года — 100,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года [7]. Динамика валовых сборов основных сельскохозяйственных культур по данным Росстата с 2010 по 2023 год приведена на рисунке 2. Выраженный рост зафиксирован для зерна (зерновых и зернобобовых культур).

На конец февраля 2024 года поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех сельхозпроизводителей, по расчетам, составляло 17,1 млн голов (на 2,7% меньше по сравнению с соответствующей датой предыдущего года), из него коров — 7,5 млн (на 2,3% меньше), свиней — 29,0 млн (на 3,6% больше), овец и коз — 20,0 млн голов (на 3,6% меньше) [8].

В структуре поголовья скота на хозяйства населения приходилось 37,9% поголовья крупного рогатого скота, 5,7% свиней, 45,4% овец и коз (на конец февраля 2023 г. — соответственно 38,3%, 6,4%, 45,4%) [7, 8].

Рисунок 2. — Валовые сборы основных сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий [4-7].

Рисунок 2. — Валовые сборы основных сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий [4-7].

Запланированная бюджетная поддержка АПК и рыбохозяйственного комплекса в текущем году по пяти программам с учетом резервного финансирования достигли 558,5 млрд рублей (по состоянию на 01.03.224 года). Планируется, что эти объемы позволят обеспечить устойчивый рост агропроизводства страны. По итогам 2023 года господдержка сельского хозяйства составила 541,0 млрд рублей [3,4]. Объём государственной поддержки растениеводства из федерального бюджета на 2024 год представлены в таблице 2. В среднем на 1 га приходится 316 рублей. Без повышения объемов господдержки и осуществления комплекса иных мер, складывающийся на рынке диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию для АПК станет существенным препятствием его роста.

Таблица 2 — Государственной поддержки отраслей растениеводства из федерального бюджета на 202 4 год [5].

Наименование государственной поддержки и направления расходов

Объем
финансирования
на 2024 год, рублей

Возмещение производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур

10 000 000 000,00

Иные межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ на возмещение производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур на 2022 и 2023 годы

10 000 000 000,00

Федеральный проект развития овощеводства и картофелеводства

4 500 000 000

Погектарная поддержка овощей открытого грунта и картофеля СХО, КФХ и ИП (малые формы)

805 192 200,0

На производство овощей открытого грунта в СХО, КФХ и ИП

Семеноводство овощей и картофеля

Семеноводство овощей и картофеля

782 740 900,0

487 797 500,0

487 797 500,0

Поддержка овощеводства защищенного грунта

1 039 761 900,0

Поддержка реализации картофеля и овощей ЛПХ

450 000 000,0

Объединенная поддержка

12 122 977 600

Агротехнологические работы

3 676 613 900

Элитное семеноводство

2 513 259 200

Поддержка производства льна и конопли

128 336 700

Поддержка многолетних насаждений (кроме виноградников), включая питомники

5 804 767 800

По показателю «Посевная площадь кормовых культур в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, тыс. га»

85 012 928

Всего по отрасли растениеводства

26 707 990 528,00

Заключение

Экспорт российской продукции АПК является одной из составляющих мировой продовольственной безопасности и необходимым условием роста отрасли. Негативные факторы, связанные с неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, нарастающим дисбалансом в мировой экономике и изменениями логистических цепочек поставок продукции, потребуют пересмотра направлений экспорта. С учетом сложившихся тенденций в качестве приоритетных выделяются страны СНГ, Ближнего Востока, Африки, Юго-Восточной Азии, а также Китай и Индия.

Российская продукция востребована на мировом рынке, и Россельхознадзор, несмотря на все препятствия, достаточно успешно ведет постоянный диалог с зарубежными партнерами, что расширяет возможности сбыта для экспортеров. Действующие меры поддержки экспортной деятельности, включая компенсации части затрат на транспортировку продукции АПК, демонстрируют свою эффективность даже в условиях внешних ограничений во взаимной торговле РФ с третьими странами.

В краткосрочной перспективе на мировом рынке стоимость сельскохозяйственной продукции и сырья по многим товарным группам будет продолжать снижаться или медленно повышаться, а санкционное давление и ограничительным меры по отношению к РФ — усиливаться. Это скажется на показателях внешней торговли.

Среднее значение мартовского индекса цен от Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) по сравнению с февралём 2024 года выросло на 1,1%, это случилось впервые за последние 7 месяцев. Основная причина — изменение цен на растительные масла. Общий тренд на понижение, начавшийся с пика марта 2022 (160,3) года пока не переломлен (табл. 3). В марте, значение индекса несколько выросло до 118,3, но оказалось все еще на 9,9 пункта (7,7%) ниже соответствующего показателя прошлого года.

В апреле прогноз ФАО в отношении объемов производства зерновых в мире в сельскохозяйственном году 2023/24 пересмотрен в сторону незначительного увеличения до 2,84 млрд тонн, что на 1,1% (32 млн тонн) больше показателя 2022/23. Растут ожидания по объему глобального урожая кукурузы с учетом последних официальных оценок ЕС, а также по производству пшеницы после опубликованных данных в Аргентине и Австралии. Кроме того, ФАО повысила свой прогноз урожая риса в мире в сезоне 2023/24, который в настоящее время оценивается в 526,4 млн тонн, объем его производства вырастет на 0,5% относительно 2022/23 и сравняется с рекордом, зафиксированным в 2021/22 сельскохозяйственном году.

Таблица 3 — Индекс продовольственных цен ФАО [9].

Тип продукта

Индекс — март 2024 года

Изменение к февралю 2024 года, %

Изменение к марту 2023 года, %

Зерновые

110,8

-2,6

-20,0

Растительные масла

130,6

+8,0

- 0,9

Молочная продукция

124,2

+2,9

-8,2

Мясо

113,0

+1,7

-1,5

Сахар

133,1

-5,4

+4,8

Следует учитывать, что для производства продукции АПК используется так же значительная доля импортной техники, оборудования, комплектующих, семян, инкубационных яиц, ветеринарных препаратов, кормов и кормовых добавок, технологий, цифровых решений и т.д.

В Проекте стратегии справедливо указано, что развитие АПК напрямую связано с качеством и уровнем жизни населения сельских территорий и сельских агломераций, их демографическим и экономическим потенциалом. Государственная политика в среднесрочной и долгосрочной перспективе должна быть направлена на их повышение за счет реализации мероприятий по созданию новых субъектов малого и среднего предпринимательства, улучшению жилищных условий, доступности услуг на базе объектов социальной инфраструктуры, развитию инженерной инфраструктуры, связи и телекоммуникаций, цифровых сервисов, объектов торговли, обеспечивающих физическую доступность продовольственных и бытовых товаров, транспортной связности. На 2024 год на селе по данным Минсельхоза РФ существует дефицит рабочей силы от 60 до 200 тыс. человек.

Недостаток трудовых ресурсов и высокая их стоимость всегда вынуждают проводить модернизацию. Станет ли это причиной внедрения инноваций, смены технологий и роста производительности труда в АПК в условиях санкций и контрсанкций, недостатка инвестиционных ресурсов, трудностей с технологическим трансфертом на фоне низких темпов роста отрасли и т.д.? При этом надо учитывать сложившуюся исторически многоукладность агарного сектора, что, несомненно, является и останется в перспективе основой его устойчивого функционирования.

В действующей редакции Стратегии (от 23.11.2023) до 2030 года в да же в «целевом» сценарии заложены негативные тенденции: снижение доли сельского населения в общей численности населения РФ — до 25,0%, соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств — 70%, доля общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах — 54% и т.д. В Проекте распоряжения они уменьшены до: 23,6%, 65,3% и 42%, соответственно.

Наличие человеческого капитала — трудовых ресурсов должного качества и квалификации, способных освоить новые инновационные агротехнологии, — первоочередное условие устойчивого развития АПК.

В Проекте распоряжения специально подчеркнуто, что перечень целевых показателей реализации обновляемой Стратегии может уточняться по результатам мониторинга ее выполнения.

Финансовое обеспечение Стратегии предусмотрено в рамках бюджетного финансирования на поддержку сельского и рыбного хозяйства. Его объемы могут быть скорректированы в ходе формирования федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, а также иных решений Правительства РФ. Среднесрочное планирование сопровождается оперативным решением возникающих вопросов для поддержания текущего приемлемого состояния отрасли c учетом новых геоэкономических условий.

Библиографический список

1. Кашин В.И. Отечественной продукции — зеленый свет! / Доклад Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И.Кашина на пленарном заседании Первой международной выставки технологий для производства и переработки картофеля и овощей, 29.01.2024. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://komitet-agro.duma.gov.ru/novosti/c6de7747-0e34-42bd-bd26-aee56cd37dbb.pdf.

2. Кашин В.И. Правда — наш успех / Доклад на тему «Ключевые задачи в обеспечении лидерства России на мировом аграрном рынке» на Международной выставке-форуме «Россия». 16.02.2024. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://komitet-agro.duma.gov.ru/novosti/4d79cfc5-83b3-4364-92c5-d4399c6eec93.

3. Кашин В.И. Выступление встрече с Председателем Правительства Российской Федерации М.В. Мишустиным. 25.03.2024. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://komitet-agro.duma.gov.ru/novosti/20e0cdbc-4e81-430d-b46d-4e4b2e75f59e.

4. Материалы парламентских слушаний по теме «Законодательное обеспечение повышения доходности и рентабельности сельскохозяйственного производства». Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам, 06.12.2023. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://komitet-agro.duma.gov.ru/novosti/fda1c31e-00f2-477c-9820-dba476de0fb5.

5. Предварительные итоги работы отрасли растениеводства за 2023 год и задачи на 2024 год // Всероссийское агрономическое совещание, 31.01.2024. — М.: Минсельхоз РФ. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/d9d/a0l0v1a01adi887nk0nu873k6l2wyyri.

6. Сельское хозяйство в России. 2023: Статистический сборник.- М.: Росстат, 2023. — 103 c.

7. Социально-экономическое положение России. Январь-декабрь 2023 года. Выпуск 12. — М.: Росстат, 2024.- 360 с.

8. Социально-экономическое положение России. Январь-февраль 2024 года. Выпуск 2. — М.: Росстат, 2024.- 313 с.

9. ФАО. Положение с продовольствием в мире. Индекс продовольственных цен ФАО за март 2024 года. 05.04.2024.- [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.fao.org/worldfoodsituation/foodpricesindex/ru/.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть