Ван И в Москве: Дальний Восток превратится в театр военных действий?

Вашингтон, полноценно разыгрывающий «индийскую карту» против Китая, одновременно пытается разыграть еще и «китайскую карту» против России
20 сентября 2023  14:32 Отправить по email
Печать

Руководитель Комиссии ЦК КПК по иностранным делам, глава МИД КНР Ван И во второй раз прибыл в Москву в ходе третьего в 2023 году крупного международного турне. Причем, прямиком с Мальты, где в течение двух дней проводил консультации с советником президента США по вопросам национальной безопасности Джейком Салливаном. В феврале, приняв участие в Мюнхенской конференции по безопасности, он посетил Францию, Италию, Германию и Венгрию, завершив свой маршрут в российской столице, где был принят президентом России Владимиром Путиным. В мае Ван И провел многочасовые переговоры в Вене с тем же Салливаном; основной темой тогда было обозначено украинское урегулирование. Ряд наблюдателей отмечали, что с американской стороны «что-то пошло не так», особенно после встречи, что серьезно осложнило реализацию возможно принятых на ней решений. Именно тогда российские войска полностью освободили Артемовск, что вызвало приступ ярости в Киеве и Вашингтоне.

Украину, вместе с Тайванем, если верить пресс-службе Белого дома, обсуждали и сейчас, в ходе новой встречи Ван И с Салливаном, но о результатах не сообщили. Кроме того, с китайской стороны эту информацию уточнили и дополнили темой глобальной стабильности, что позволяет предположить, что именно этот вопрос стал основным, а конкретика понимается строго в его контексте.

Маленький штрих. 18 сентября в Нью-Йорке открылась неделя высокого уровня 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН; во время нее проходят общеполитические дебаты, на которые съезжаются многочисленные лидеры, которые параллельно на полях проводят двусторонние встречи. Ван И первоначально должен был поехать в Нью-Йорк, но в итоге вместо него Пекин отправил зампреда КНР Хань Чжэна, а Ван И символично оказался в России. Наблюдатели трактуют этот эпизод с двух позиций. Одни уверены, что это повышение уровня китайского представительства в Генассамблее, особенно учитывая ту активность, которую китайская делегация развила в США, где уже прошли встречи Хань Чжэна с генсеком ООН Антониу Гутеррешем, госсекретарем США Энтони Блинкеном, спецпредом президента США по вопросам климата Джоном Керри. Другие эксперты считают, что уровень, наоборот, снижен, ибо вес Ван И, совмещающего две упомянутые должности, выше Хань Чжэна, не являющегося, в отличие от Ван И, членом Политбюро ЦК КПК (в прежнем составе ЦК Хань Чжэн входил в семерку Постоянного комитета Политбюро). Очень похоже, закрывая эту тему, что Хань избран на пост зампреда в качестве главного контактера с Западом, чтобы не перегружать этими вопросами лидера КПК и КНР Си Цзиньпина; во всяком случае именно на этом он сосредотачивается.

Что на самом деле прикрывается завесой из сообщений из происходящего в эти дни, о чем свидетельствует их скупость и отчетно-телеграфный характер? На наш взгляд, следующее. Известно, что США в ООН намерены продвигать тему расширения списка постоянных членов Совета Безопасности ООН; об этом на днях заявил президент Джо Байден. Вопрос не новый, впервые был поставлен еще в конце 60-х годов, причем, американской стороной, но официальное звучание он приобрел в декабре 2004 года, когда свет увидел доклад группы высокого уровня ООН «Более безопасный мир: наша общая ответственность», в котором сроком реформирования Совбеза обозначался 2020 год. (Не исключено, что сейчас ту тему оживляют под предлогом преодоления тогда ковида и локдаунов). Причем, за основу брался принцип регионализма; оба варианта, представленных в докладе, предполагают, что постоянные члены Совбеза будут представлять региональные группы, очерченные охватом соответствующих РЭК – региональных экономических комиссий, входящих в структуру Экономического и социального совета ООН. За нынешней пятеркой постоянных членов Совбеза пообещали сохранить полномочия. Однако к консенсусу о «праве вето» у «старых» и новых не пришли. Но понятно, что переход к региональному принципу – это скрытый подкоп именно под пятерку. Точнее, поскольку инициатива западная, под восточных участников пятерки – Россию и Китай. Ибо расширение, осуществляемое Генеральной Ассамблеей с ее пока еще проамериканским «агрессивно-послушным большинством», увеличивает возможности в дальнейшем снизить уровень обсуждения постоянного членства в Совбезе до «технического» вопроса о ротации внутри региональных групп, тем более, учитывая, что Россию проект относил к европейской группе.

Москва и Пекин воспротивились, из года в год записывая в итоговые декларации саммитов ШОС пункт о недопустимости «поспешных решений» в вопросе о расширении Совбеза; когда к организации присоединилась Индия, буквально рвущаяся к постоянному членству, формулировки смягчили. Однако недавний саммит «двадцатки» в Дели, предварявшийся индийско-американской встречей в верхах, второй за последние три месяца, уже открыто двинул Индию в сторону США, в альянс с которыми она и так входит в рамках «индо-тихоокеанского» проекта и четверки Quad. Сейчас на слуху в ООН пять стран, которыми Запад хочет расширять список: Индия, Бразилия, ЮАР, а также прямые сателлиты США – Германия и Япония. Россия и Китай в принципе не против расширения, но за счет развивающихся стран, что выправило бы существующий дисбаланс между Западом и Востоком с одной стороны и Глобальным Югом с другой. К тому же членство Германии и Японии – стран, ответственных за развязывание Второй мировой войны, девальвирует ООН как детище Антигитлеровской коалиции. Ничего удивительного: стереть историческую память – часть стратегии глобалистских элит Запада. В США рассчитывают просто: Берлин, Токио у них давно «в кармане» - гарантированные два голоса; трое остальных – Дели, Бразилиа, Претория, хоть и входят в БРИКС, но поддаются давлению и нередко колеблются, что позволяет Вашингтону в любом случае оказаться в выигрыше от такого расширения. Зачем нужны голоса в условиях права вето? Затем, что три на два – это один итог голосования, а, скажем, восемь или хотя бы пять на два при трех воздержавшихся позволяют в информационном поле спекулировать на якобы «изоляции» Москвы и Пекина, и этой изоляционной теме в США придают огромное значение, в чем мы убедились. Она в дальнейшем позволит запустить спекуляции о «необходимости» избавиться от права вето как «рудимента», которым пользуются «диктаторы» (излюбленная американская аргументация). Иначе говоря, с помощью расширения Совбеза ООН Запад рассчитывает выиграть у России и Китая схватку за «третий мир», что для него очень актуально в связи с опасными для него подвижками, которые в этом году обозначили себя на Глобальном Юге.

Очень похоже, что именно этот вопрос обсуждался как главный – и на Мальте, и в Москве, что касается встречи Ван И с главой МИД России Сергеем Лавровым. Ибо говорилось о выработке совместной (!) позиции перед неделей высокого уровня. Но китайский гость прибыл в российскую столицу не в одной, а в двух ипостасях, в главной из которых, в качестве партийного куратора внешней политики, он отвечает за вопросы национальной безопасности. Поэтому другим собеседником Ван И стал секретарь российского Совета безопасности Николай Патрушев (собственно, и американский Салливан – тоже не по внешнеполитической линии, а по вопросам безопасности, поэтому именно он и поехал на Мальту, а Блинкен остался в США). Вот здесь главной темой без сомнения стал вопрос военно-политической обстановки в мире и в АТР и связанного с ней строительства военных альянсов. Сам факт, что формат консультаций Патрушева и Вана в рамках 18-го раунда российско-китайского стратегического диалога включал тройственную встречу, в которой принял участие секретарь Совета национальной безопасности Монголии Жадамбын Энхбаяр, об этом говорит со всей определенностью. Что касается двусторонней повестки, то безусловно не могли не обсуждаться итоги явно успешного и явно связанного с вопросами безопасности визита в Россию лидера КНДР Ким Чен Ына. Просматривается следующая конфигурация. Российско-китайская ось консультаций в Восточной Азии с одной стороны дополняется КНДР, с которой у России похоже формируется военный союз, а с Китаем он давно существует, а с другой – к взаимодействию в построении евразийской континентальной безопасности подключаются и другие страны. Монголия – это один пример, другим является недавно завершившийся саммит Китай – АСЕАН, после которого страны «десятки» начали первые совместные военные учения, уйдя тем самым от сугубо торгово-экономического формата взаимодействия в сторону политического. Наконец, начавшийся сегодня визит главы российского Минобороны Сергея Шойгу в Иран – тоже в том числе об этом, хотя и не только. В российско-иранских контактах речь не может не пойти об осложняющейся на глазах ситуации в Закавказье, а также о вопросах военно-технического сотрудничества.

Безусловно, это ответ коллективного теперь уже Востока на распространение НАТО, которое явочным порядком проявляет себя в формировании под фактической крышей альянса Вашингтона и Токио с Сеулом, от чего раньше южнокорейская сторона в целом воздерживалась, демонстрируя осторожность. Поскольку США и Южная Корея уже приступили к контактам в ядерной сфере, и такое же, в обход ДНЯО, существует в блоке AUKUS, включающем США, Великобританию и Австралию, то только слепой не видит выстраивания «остова» восточной НАТО. Сюда в случае объединения того и другого тихоокеанских флангов, может через упомянутый Quad добавиться еще и Индия, имеющая полуофициально признанный ядерный статус, против которого верный двойным стандартам Вашингтон и не думает возражать.

Одновременно утечки из Белого дома и Госдепа, которые появляются в американских СМИ, указывают на стремление США, активизировав диалог с Китаем, полностью прекратить его с Россией, в очередной раз постаравшись тем самый просунуть между Москвой и Пекином «черного кота». Поэтому в сухом остатке получается следующее. Вашингтон, полноценно разыгрывающий «индийскую карту» против Китая, одновременно пытается разыграть еще и «китайскую карту» против России. Типичная англосаксонская политика в стиле «Разделяй – и властвуй», которая на практике проявляет себя в попытках поссорить и стравить всех со всеми. В ходе четырехдневного, то есть беспрецедентного по продолжительности, визита Ван И в Москву, который еще не завершился, и нельзя исключать встречу и в Кремле, на наш взгляд, обсуждается именно этот круг вопросов.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть