Вашингтон приступает к планомерному ужесточению противостояния с Китаем

Жизнь показывает, что передний край материковой обороны в АТР проходит сейчас по линии фронта украинского конфликта.
12 августа 2023  20:38 Отправить по email
Печать

Целую серию откровенно враждебных шагов в отношении Китая в последние дни сделали США, значительно усилив тем самым напряженность в китайско-американских отношениях. Многие в экспертном сообществе усматривают в этом признаки скорой «заморозки» конфликта на Украине и переноса Вашингтоном основных усилий в АТР. Но не все так однозначно. С одной стороны, провал наступления ВСУ на южном участке линии боевого соприкосновения (ЛБС) в сочетании с российским контрнаступлением на северном участке ставят Киев и его кураторов в сложное положение. Все очевиднее признаки перехода ВСУ в глухую оборону, террористические вылазки из которой собираются осуществлять крылатыми ракетами европейского производства (британскими, французскими, немецкими) и надводными беспилотниками, а прикрывать комплексами ПВО, включая вторую партию американских Patriot. С другой стороны, прямой зависимости между двумя ТВД нет; по крайней мере на Украине США ведут не прямую, а прокси войну чужими руками и под чужим флагом, и нельзя исключать, что и в АТР у них такие же планы.

Более того, в определенных, наиболее агрессивных кругах американского истеблишмента бытует точка зрения, что американо-российский конфликт на Украине – лишь часть общего китайско-американского глобального противостояния (с этой идеей, например, носится экс-советник по национальной безопасности Джон Болтон). В рамках этих представлений происходящее в отношениях Вашингтона и Пекина, во-первых, лишь часть стратегического противоборства, которое ведется не только вокруг Тайваня, но и на Корейском полуострове, и в связи с новыми агрессивными тенденциями в политике Японии и, в целом, региональным блоковым строительством. Во-вторых, эскалация напряженности в тихоокеанской акватории, в отличие от приазовских степей, выглядит со стороны США поэтапно-плановой последовательностью действий, заточенных к определенному рубежу. Возможно, что к началу будущего года, когда на Тайване пройдут выборы главы администрации (так называемые «президентские»), на которых если победит «синяя» оппозиция во главе с Гоминьданом, то у США останутся почти четыре «переходных» месяца передачи власти. Для чего? Чтобы руками уходящих «демократических» марионеток запустить маховик военной конфронтации, устроив для этого провокацию с провозглашением «независимости»?

Какие конкретные шаги Вашингтон предпринял сейчас? Сразу три. Во-первых, президент Джо Байден подписал указ о предоставлении Тайваню очередного пакета военной помощи на общую сумму в 345 млн долларов, который включает системы ПЗРК и ПВО, включая, по некоторым данным тот же Patriot, тактические ракеты, партию огнестрельного оружия с боеприпасами, а также стратегические средства разведки – знакомый нам по событиям вблизи Крыма БПЛА MQ-9 Reaper (правда, из этих аппаратов, говорят, предварительно вытащат всю секретную начинку). Причем, экспертные оценки выделяют это особо, впервые вооружения Тайваню предоставляются по «украинской» схеме, в рамках принятого в прошлом году закона, позволяющего Белому дому делать это по упрощенной процедуре, не проводя решения через Конгресс, за счет излишков вооружений в самой американской армии. Называется это механизмом «президентских полномочий по сокращению запасов». Сам этот факт говорит, что общая канва событий вокруг Украины и Тайваня развивается схожими маршрутами, и из острова, фактически являющегося колонией США, лепится такой же «анти-Китай», как и «анти-Россия» из Украины, в свое время тоже превратившейся после второго майдана-2014 в американский протекторат.

Китай отреагировал жестко. Управление по делам Тайваня при Госсовете КНР обвинило США в превращении острова в «склад боеприпасов». Китайское же посольство в Вашингтоне потребовало прекратить «создание новых факторов напряженности». При этом в 2023 году это далеко не первый пакет вооружений. Ранее, в апреле, после заявления китайского лидера Си Цзиньпина, что его страна на уступки в тайваньском вопросе не пойдет, прошла информация о закупке Тайбэем четырехсот тактических противокорабельных ракет Harpoon. А затем – о начале испытаний в Тайваньском проливе пяти многофункциональных подводных беспилотников, которое анонсировал начальник штаба ВМС США адмирал Гилдей. До этого, в конце июня, США бесплатно передали Тайваню партию БПЛА, поступивших на вооружение береговой охраны, а также за 146 млн долларов продали на остров около 450 установок дистанционного противотанкового минирования M136 Vokcono.

Во-вторых, Байден подписал и другой показательный документ – уже не указ, а закон о порядке реализации торгового соглашения между США и Тайванем. Речь идет о согласовании первого этапа торговой сделки между ними. Следовательно, имеется в виду, что будут и второй, и третий этапы, и эта политика Вашингтоном осуществляется вдолгую, в расчете на ползучую аннексию Тайваня. Если в случае с поставками вооружений находящихся у власти в Тайбэе сепаратистов готовят к военным действиям против материка, то здесь имеется в виду явочное протаскивание идеи островной «независимости». В МИД Китая, потребовав от США отыграть назад и отозвать подписанный законопроект, заявили, что «Пекин выступает против любых форм официального взаимодействия китайского региона Тайвань с любыми иностранными государствами, которые имеют дипломатические отношения с КНР». Подход Китая простой: внешние контакты Тайваня должны носить только неофициальный характер; самодеятельные обмены на уровне чиновников и функционеров недопустимы. Именно поэтому год назад был такой скандал с вояжем на Тайвань Нэнси Пелоси. Не будь она официальным лицом – другой разговор. Ибо отдельный регион вправе иметь внешние связи. Но только с ведома и согласия центра, ибо без такого согласия подобные связи, а тем более официальные соглашения выходят за рамки региональных полномочий, вторгаясь и нарушая прерогативу профильных правительственных ведомств, которые устанавливают единые общенациональные правила игры. По сути мы здесь сталкиваемся с перетягиванием полномочий сверху вниз, что ведет к эрозии суверенитета и расползанию единства страны, именно по этой схеме происходил распад СССР.

Другой вариант, когда региону это позволено, — в широких межгосударственных объединениях типа ЕС, где существуют наднациональные координирующие органы, а национальные правительства не вправе мешать прямым связям, как межрегиональным, так и регионов с иностранными государствами. И совершенно очевидно, что Тайвань ни прерогатив таких от Пекина не имеет, ни в конфедеративных отношениях ни с кем не состоит. Но поскольку у власти сепаратисты, то они позволяют себе такие шаги. Во-первых, в обход метрополии центра, а во-вторых, строго по отмашке Вашингтона, который в рамках курса «стратегической двусмысленности» на словах признает принцип одного Китая, как основу дипломатических отношений с Пекином, а на деле исподтишка этим принципом манкирует, поддерживая сепаратизм своих марионеток. Хрестоматийный пример: в марте 2022 года, когда российская СВО уже шла полным ходом, тот же Байден подписал еще один скандальный законопроект, получивший «высокую оценку» тайваньских сепаратистов. Правительству США и его ведомствам этим документом запрещается изображать Тайвань и подконтрольные ему островки вблизи материка как принадлежащие КНР. Понятно, что это прямое, недвусмысленное и цинично-провокационное нарушение принципа одного Китая; примерно, как если бы на китайских или российских картах отдельно от США был обозначен, скажем, штат Аляска. Или штат Гавайские острова. Или Техас, отторгнутый в свое время от Мексики.

Поэтому МИД Китая, реагируя на эту провокацию американской стороны, говорит и о «неверном сигнале», который Вашингтон посылает островным сепаратистам, и о готовности КНР защищать свой суверенитет и территориальную целостность. Самое опасное ведь в том, что инициативой возможной эскалации владеют США, ибо провозглашение «независимости», на которое тайваньские власти никогда не пойдут без прямого указания из Вашингтона, означает пересечение красной линии, начерченной Пекином. Дернуть этот «рубильник войны» США могут в любое время, которое сочтут подходящим для реализации подобной авантюры, и подготовка к этому, как видим, ведется.

В-третьих, еще одним крайне недружественным шагом США стало подписание Байденом указа об ограничении инвестиций в сектор китайской экономики, связанный с высокими технологиями, прежде всего двойного назначения – микроэлектроникой, информационной сферой, а также искусственным интеллектом. Причем, официальный представитель Белого дома даже не скрывал, что это решение имеет не экономическую, а политическую подоплеку и продиктовано интересами национальной безопасности США, которая, как обнародовано год назад в соответствующей американской стратегии, состоит в противостоянии Пекину. По сути Вашингтон включает против КНР тот же режим санкций, который существует против России, только пока более мягкий – не запрет, а ограничение, и называется он пока по-другому: использована формулировка «инвестиции», а не «эмбарго».

О чем это все говорит? Только об одном: США не намерены отступать от своего курса стратегического противоборства с Китаем, по крайней мере в первой половине XXI века, и проводят целенаправленную политику. Абсолютно неадекватно выглядят у нас те «эксперты», которые, цепляясь к отдельным эпизодам, вырванным из контекста, ставят под сомнение линию Пекина, полагая, что при том уровне экономической взаимозависимости, которая существует между ним и Вашингтоном, политические факторы отходят на второй план. Не отходят, и не отойдут. В долгосрочной перспективе США ставят целью сдержать развитие Китая, не допустив превращения его в мировую державу номер один. Речь пока не идет о формулировке «нанести стратегическое поражение», которая применяется в случае с нашей страной. Но на самом деле имеется в виду именно это, только вслух будет произнесено не сейчас, а позже.

Если говорить о среднесрочной и короткой перспективе, то Вашингтон, осуществляя последовательность шагов по ухудшению отношений с Китаем, очень похоже, что намерен подвести ситуацию к такому пределу, при котором, балансируя на грани серьезных решений, можно было бы быстро, как потребуется, отыскать повод к их принятию. Никто не отменял документа с говорящим названием «Война с Китаем», выпущенного корпорацией RAND еще в 2016 году. Напомним, что его лейтмотивом служит превращение транзитного маршрута в Южно-Китайском море в зону военных действий, учитывая, что годовой объем внешней торговли Китая через эту акваторию составляет 874 млрд долларов.

Очень похоже, что глобальная эскалация с распределением сил и средств по месту и времени – в планах Вашингтона, вполне возможно, детально разработанных. Поэтому очень многое в этой ситуации будет решаться именно на Украине, где «горячий» конфликт уже в разгаре. В зависимости от его хода и исхода, а также материальных и морально-политических издержек для Запада, в США и будут (или не будут) приниматься судьбоносные решения. Поэтому не станет преувеличением вывод о том, что передний край обороны тихоокеанского побережья АТР сегодня пролегает по окраинам Донецка и далее в обе стороны по ЛБС конфликта, превратившегося в символическое, осевое противостояние современности.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (1):

17E85H
Карма: 56
13.08.2023 17:11, #49782
"зависимости между двумя ТВД нет; по крайней мере на Украине США ведут не прямую, а прокси войну чужими руками и под чужим флагом, и нельзя исключать, что и в АТР у них такие же планы."-у пиндосов денег полные штаны,остальное приложится.даже пу-си/
.

Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть